Наблюдательный взрослый знает как при изготовлении поделок вместе с пальчиками ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому же быстрее запоминается. Да и взрослый получает возможность контроля за высказыванием ребенка. Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.
Упражнения для пальцевой моторики можно использовать в течение всего занятия:
-во время игр со словами и звуками для многократности их повторения;
-в качестве дополнительной паузы, наряду с физкультурной минуткой, для снятия усталости и стабилизации внимания.
Каждое новое упражнение должно быть отработано, доведено до совершенства под контролем взрослого. Только тогда ребенок может поиграть самостоятельно, обнародовать свой успех и предложить кому-нибудь помощь для усвоения этого упражнения.
В русском фольклоре немало образцов пестушек, потешек, прибауток, приговорок, способствующих развитию движений рук и пальчиков.
Вспомните, мама делает «козу рогатую», поджимая все пальцы, кроме указательного и мизинца. Малыш также учится делать «козу» и «пугать» взрослых:
Большаку - дрова рубить, А тебе - воды носить, А тебе - печь топить. А малышке - песни петь, песни петь и танцевать -Родных братцев потешать!
Идет коза рогатая
За малыми ребятами.
Кто каши не ест,
Молока не пьет,
Того забодает...
Мальчик-пальчик,
Где ты был?
С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
Вот как пальчики шагают:
И Мизинец, и Большой,
Указательный и Средний,
Безымянный - вот какой!
О баю, баю, баю,
Живет дядя на краю.
Он не беден, не богат,
У него много ребят...
(Считаем пальцы, загибая их.)
А можно представить, что пальчики - это семья ребенка:
Вот дедушка, вот бабушка,
Вот папочка, вот мамочка,
Вот деточка моя - вот вся моя семья.
Сначала пальчики по очереди кланяются, представляясь. Затем по очереди укладываются спать и просыпаются:
Этот пальчик хочет спать,
Этот пальчик - прыг в кровать,
Этот пальчик прикорнул,
Этот пальчик уж уснул,
Спит малыш наш до утра...
Утро! Всем вставать пора!
Вот дедушка проснулся
И сладко потянулся,
Вот бабушка проснулась
И всем нам улыбнулась,
Вот папочка проснулся...
И мамочка проснулась...
А деточка проснулся и заплакал:
Где игрушечки-погремушечки?
У дедушки юбилей. Пальчики по очереди поздравляют его.
Две руки - две семьи. Одна семья идет в гости к другой.
И, наконец, можно разыграть шутку, проверив тем самым усвоение ребенком счета:
Один (загибается палец), палец (загибают другой), два (третий), пальца (загибают четвертый), три (пятый на очереди). Затем берут другую руку ребенка: с этим (загибают пальчик), пальцем (еще один), четыре (загнули восьмой), пальца (предпоследний загибается), пять. Так и получается на двух руках пять пальцев вместо десяти.
Мама может учить малыша осознанному движению руками, имитируя движения крыльев птиц (движения рук при этом напоминают плавательные):
Гуси летели, лебеди летели,
Аисты летели, журавли летели...
Лунь плывет, карп плывет,
Лещ плывет, сазан плывет...
А вот как можно приговаривать, разводя руки ребенка в сторону:
Тятенька - сажень,
Маменька - сажень,
Брату - сажень,
А Колюшке - такую,
Большую-пребольшую!!!
А вот всем известные «ладушки» следует предварять веселой потешкой:
Ой ладушки, лады, не поливаны сады.
Недосуг поливать – надо в ладушки играть.
Непосредственно играть с пальчиками, начинаем с потешки «Сорока-белобока»:
Сорока-белобока
Кашу варила,
Деток кормила...
(Далее следует перечисление заслуг пальцев и «наказывается» нерадивый, ленивый пальчик.)
Сорока-белобока
Гостей собирала,
Всех угощала:
Одному - ложку,
Другому - ложечку,
Третьему - поварешечку...
А вот целое семейство пальчиков. Где? А вот на листе бумаги обведена карандашом лапка вашего маленького. И каждому пальчику нарисованы забавные мордашки: глазки, ушки, улыбающиеся ротики, курносые носики, чубчики и челочки. Получилось? А теперь потешки:
Вот Семен-большак,
Вот Васька-указка,
Вот Гришка-середка,
Вот палец безымянный,
Вот крошка Тимошка –
Вот моя ладошка.